Крупногабаритные шины можно разделить на следующие группы:
- для рабочей техники (погрузчиков, грейдеров, бульдозеров и т.п.). Стойкие к износу, порезам и ударам, комфортные для операторов и водителей. Хорошо сцепляются с дорожным покрытием. Дополнительные характеристики — низкое сопротивление качению и относительно простой монтаж;
- для транспортной техники (это мотоскреперы, самосвалы: шарнирно-сочлененные, жестко-сочлененные, подземные). Резина подготовлена к достаточно высокой скорости и к нагрузкам;
- для индустриальной техники (кранов, погрузчиков, тягачей и т.п.). Подходят под требования, определяемые условиями эксплуатации. Они зависят от локации для ведения работ (стройплощадка, склад, порт, грузовой терминал и т.д.).
В то же время детально классифицировать крупногабаритную и индустриальную резину сложно. Различие типоразмеров и протекторных профилей не позволяет однозначно отнести конкретные модели к определенной группе. В качестве примера можно рассмотреть шины бренда Michelin.
Например, шину 18.00 R25 можно устанавливать на подземные погрузчики (XMineD2), а также на жестко-сочлененные самосвалы (XHD1A) и на портовые машины (XZM). А единый протекторный профиль XLDD2A подходит для подземных самосвалов и для фронтальных погрузчиков.
Однако, если говорить о категории КГШ (крупногабаритных шин), то обычно в нее включают все варианты резины, посадочный размер которых находится в пределах 25-63 дюймов. К категории индустриальной резины относят (если не учитывать несколько исключений) шины с посадочным размером от 25 дюймов.
Немаловажен правильный подбор резины и создание условий для того, чтобы извлечь максимум от предусмотренного эксплуатационного ресурса шин — но в то же время не допустить их раннего выхода из строя.
Шины будут эффективными, если правильно их выбрать и установить на подходящую машину. В частности, производитель Michelin советует учитывать такие ключевые факторы:
- Модель, тип, спецификация машины (грейдер, самосвал, погрузчик, автокран, тягач, портовая машина, бульдозер и т.п.). Эти факторы определяют стандарты производителя шин. Они должны совпадать с требованиями компании, которая производит указанную технику.
- Состояние и тип дорожного покрытия. Значение имеют физические и химические свойства грунтов, качество очистки и геометрия дороги, рыхлость и фракционный состав, обводненность и увлажненность, другие критерии. Эти факторы определяют выбор протекторного рисунка.
- Скорость и нагрузка (определяются рабочими дистанциями, скоростными режимами, уровнями нагрузки на шину). В зависимости от этих характеристик выбирают протекторный рисунок, а также состав резиносмеси. Например, при выборе резины Michelin значение имеют показатели предельной дистанции в час либо соотношение тонно-километров в час и варианта эксплуатации.
Чтобы создать условия для достижения предельной эксплуатационной эффективности шин, нужно учитывать несколько факторов использования:
- состояние дороги;
- положение колес;
- тип покрытия;
- количество и характер поворотов;
- нагрузка на одну шину;
- количество спусков и подъемов;
- скоростной режим под нагрузкой;
- давление в шине и т.д.
Учитывая указанные факторы, можно понимать, что влияет на ресурс эксплуатации резины. Если соотнести этот показатель с ценой, можно получить стоимость моточаса шины. А это основной элемент для технико-экономической аргументации при выборе резины. Для примера, ресурс Michelin 33.00 R51 XDRB4 при эксплуатации на железорудных карьерах СНГ варьируется в пределах 70-125 тыс. км.
Ремонт крупногабаритных шин: особенности технологии
Современную технологию ремонта резины, предназначенной для индустриальной, грузовой и сельскохозяйственной техники, называют TAP RAP. Она позволяет восстанавливать резину после достаточно крупных повреждений. В основе технологии — полсотни лет опыта ремонта резины разного типа: от шин для легковых автомобилей до тех, которыми комплектуют крупные машины. Система TAP RAP — это комплекс технологий и материалов для ремонта.
Краткий исторический экскурс
TAP RAP — инновационная система ремонта, созданная и запатентованная жителем Италии Джузеппе Феррара. Он — совладелец компании в южном регионе страны, занимавшейся восстановлением протекторов резины.
В процессе работы Джузеппе обратил внимание, что без малого 40% резины с протекторами, нуждающимися в восстановлении, приходится утилизировать — так как повреждения слишком крупные, и восстановительные работы невозможны. Три года исследований и накопленный опыт — это позволило ему проанализировать все актуальные на тот момент варианты ремонта шин и создать собственную технологию восстановления.
С 1983 года господин Феррара занялся внедрением авторской технологии и предложил материалы для ремонта шин и для применения в своей фирме. Через несколько лет принцип ремонта и материалы были запатентованы. Сейчас их поставляют на рынок под брендом TAP RAP Tire Repair System.
Технологию признали успешной специалисты многих стран мира. Материалы могут купить и использовать только те компании, которые прошли специализированное обучение, а также авторизованные пользователи.
Ключевые преимущества TAP RAP:
- гарантия эластичности в ремонтной зоне;
- 100%-я гарантия прочности после восстановления;
- гарантированное соответствие правилу UNECE 109 — особенно касаемо эффекта выпусклости в ремонтной зоне предельно до 4 мм;
- полный необходимый комплект материалов в наборе (смеси, пластыри, клей).
Как удалось достичь эластичности одновременно с высокой стойкостью к возникновению «шишек»? Секрет — в нестандартной конструкции пластырей для ремонта, которую получили, изменив диагональную латку. Выбор подходящего угла между ее слоями помог получить необходимую эластичность, мягкость и эксплуатационную устойчивость.
Результат в сравнении
Рис. 1 — демонстрация радиального расположения слоев текстиля в классическом пластыре. Расположенные в одном направлении слои позволяют пластырю работать только в одном поперечном направлении.
Рис. 2 — демонстрация расположения слоев в специализированном пластыре ТАР RAP с небольшим угловым отклонением относительно друг другу. Это позволяет пастырю функционировать во всех направлениях.
В чем причина, что технология ТАР RAP использует ремонтную латку с увеличенными показателями растяжения и эластичности? Потому что эластичность демонстрирует хорошие эксплуатационные показатели шины даже при тяжелых рабочих моментах. Пример — на рис.3.
В качестве конкретного примера можно рассмотреть боковые пластыри CR. Они не приводят к отвердеванию места повреждения, а являются заменой для поврежденной стальной нити корда. Проведя ремонтные работы, можно добиться идеального (нового) внешнего вида поврежденного участка.
У боковых пластырей CR и бутилового слоя P, необходимого для покрытия пластырей, трапециевидная форма. Она соответствует расположению стального каркаса в шине. Заменив стальные каркасные нити на боковой части шины, в также вставив новые стальные нити в протекторную зону, можно получить много возможностей для ремонта даже при крупных повреждениях
Но TAP RAP — это не только материалы для ремонта. Инновационные решения, на которых основана TAP RAP, позволяют предлагать владельцам техники следующие преимущества:
- продление эксплуатационного срока резины;
- восстановление до 65% поврежденной резины;
- экономическая эффективность процесса;
- положительное влияние на экологию за счет снижения объемов утилизируемой резины.
Далее визуально продемонстрированы принципы ремонта с применением технологии.